Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 

Духовенство


  

  

  

  

  


Rambler's Top100

     Ситуация вражды с духовенством намного сложнее, хотя бы потому что ваганты сами являются клириками:

эти вертопрахи -
недоучки, болтуны,
беглые монахи?*

Несмотря на это, они считают своими врагами священнослужителей. Известны случаи борьбы внутри церкви, нет такой группы, внутри которой бы не велась борьба между партиями. Но в данном случае речь идет не столько о борьбе внутри, она вынесена наружу. Это выглядит как борьба между разными социальными группами, борьба за существование. Кроме того, это еще и борьба идей: ваганты и официальная церковь по-разному видят идеальную церковь. Как я уже говорила выше, ваганты были довольно близки к еретичеству, когда говорили о том, что их молитва лучше, чем монашеская. По сути они предлагали новое устройство церкви, аргументируя это греховностью и гибельностью прежнего. А если вспомнить что в то время церковь подверглась Клюнийской реформе и внутри все отнюдь не было спокойно от разнообразных проектов, то идея вагантов видится как одно из предложений по переустройству Церкви, а ваганты как одна из ее партий. Казалось бы, они должны друг другу помогать, поддерживать, но на самом деле эти "братья во Христе" готовы на все, лишь бы выиграть. Надо заметить, что сами ваганты далеко не ангелы (как было видно из всего выше сказанного), и их грехи не менее тяжки (пьянство, чревоугодие, разврат), но это не мешает им обвинять духовенство.
Итак, в чем же провинилось духовенство перед вагантами и всем миром. Прежде всего им предъявлено уже знакомое обвинение в отсутствии милосердия:

К милосердию аббат
паству призывает,
а его бездомный брат
зябнет, изнывает.*

Церковь не выполняет того, к чему сама призывает и для чего существует - она не помогает людям. Что же она делает, по мнению вагантов?

От аббата до прелата
духовенство алчет злата,
под прикрытием сутан
обирая христиан.*

Церковь наживается на людях, она стала золотым идолом. Деньги властвуют не только в отношениях церкви с паствой, но и в ней самой. Симония - это продажа должностей за деньги, она процветает в церкви:

Всё на свете продается,
всяк разврату предается.
Стать святым желает вор?
Сунь! - и кончен разговор!
Ошалевши от богатства,
Симон хапает аббатства
и дружкам своим - смотри! -
раздает монастыри.*

Церковь перестала воплощать власть бога на земле, теперь это власть денег. Такое положение возмущает нищих и бездомных вагантов. Возможно в этом проскальзывают нотки зависти к своим более удачливым братьям, но, может, это действительно праведный гнев. В любом случае данному факту посвящено целое стихотворение, где красочно описываются последствия таких злодеяний церковников и предлагается наказание:

Добрым людям бог поможет.
Ниспослать давно пора
к нам апостола Петра.*

Как и в случае с рыцарями судьей назначается бог, ваганты берут на себя роль прокуроров-обвинителей. Они неусыпно следят за преступлениями духовенства и пишут "Жалобу на своекорыстие и преступления духовенства". Согласно ей, весь мир будет отвечать за грехи духовенства, такая же идея прослеживается и в "Апокалипсисе голиарда":

"Знайте, земли недостойные жители!
Вас погубили священнослужители!
Днесь повторилось, что было вчера:
продан спаситель за горсть серебра!*

Все эти сюжеты я уже раскрывала в части данного реферата, говорящей об отношении вагантов к внешнему миру, которая по сути своей очень похожа на данную, где говорится об их врагах и друзьях и которая является ее продолжением. В системе отношений вагантов с внешним миром церковь занимала главное положение, ибо она была их главным врагом, хотя в тоже время они являлись её частью. Это можно представить как бунт руки против всего остального тела: борьба бессмысленна с самого начала и неминуемо окончиться поражением. Ваганты, чтобы получить хоть какие-то шансы в данной борьбе, стали бродягами, потому что так их тяжелее поймать, но это им не слишком помогло. История показала, что сильнее все же хорошо организованные социальные группы, четко вписанные в существующую в данный момент структуру общества, обладающие своими функциями, правами и обязанностями. Любое бродяжничество заранее обречено на провал, ибо только вместе люди могут выжить и нормально сосуществовать, а одиночки всегда останутся в одиночестве.



 

   Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz