Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 

Любовь


  

  

  

  

  


Rambler's Top100

     Но ваганты не были б вагантами, если бы они обошли бы вниманием такую важную сторону жизни, как любовь. С самого начала нужно признать, что их представления далеки от того, что мы подразумеваем под словом любовь теперь: возвышенное прекрасное чувство. Для них это было скорее физиологическое влечение, часть их разгульного образа жизни.

Девки бедрами виляют,
пляшут в пляске круговой,
пламя в грудь мою вселяют,
и хожу я сам не свой. *

Они не воспевают прекрасных дам и не создают образа рыцаря-защитника. Они противопоставлют себя рыцарям, особенно хорошо это заметно в стихотворении "Флора и Филида".

Ах, дружок! В людской крови
рыцарские руки.
Нет! Куда милей студент -
честный жрец науки!*

Но следует отметить, что рыцарям они себя противопоставлют не только в любовной науке, но и как социальному слою: здесь опять проявляется их борьба с системой средневекового общества. Вместо того, чтобы как все остальные горожане восхищаться силой и могуществом рыцарей, их благородством, они находят в них негативные черты и едко высмеивают их.

Проку я не вижу в том,
что твой рыцарь тощий
удивительно похож
на живые мощи.*

"Клирики-ученые превосходят всех и даже рыцарей в благородстве в силу своих "vertus escrites", добродетелей особого рода. Но также и в силу выполнения важнейшей функции хранителей законов, основ миропорядка…Человек стремится к благородству при помощи оружия или образованности. Иногда интеллектуалам отчасти удавалось убеждать в этом самих рыцарей….Университетская культура смело награждала своих представителей рыцарскими эпитетами - "смелый, куртуазный, доблестный". Мудрец смело бросается осуждать всякую ересь и всякую несправедливость, от кого бы она не исходила." Но нас в данный момент больше интересует то, какими в любви видят себя сами ваганты. Они щедры на любезности и комплименты, но им едва ли можно верить.

Что касается любви,
тут не жди проворства.
Не способствуют страстям
пьянство и обжорство.
Все их пылкие слова -
лишь одно притворство.*

И не смотря на столь негативный отклик одной из спорящщихдевушек, в любви они очень проворны, судя по их стихам, и не пропускают ни одной юбки. Они молоды и веселы, и поэтому любовь для них как игра и развлечение. Ведь для того чтобы они относились к любви серьезно и связывали с ней какие-то будущие планы, нужно чтобы ваганты обладали стабильностью. Если они хотят создавать семью на основе любви, то им нужно быть обеспеченными, иметь крышу над головой (а лучше свой дом) и постоянный заработок. Где бедным вагантам жить с семьей и на что ее содержать? Рыцари могут позволить себе возвышенное отношение к прекрасной даме, ибо они могут обеспечить ее материально. В средневековье любви большей частью людей придавалось не слишком большое значение: семьи создавались исходя из условий и среды, а всякие там чувства были прихотью и только мешали. Любовь могли позволить себе только богатые, и то в "усеченном варианте" воспевания прекрасной дамы. Вагантам остается только урывать у своей судьбы счастье кусочками. Они не могут относится серьезно к тому, что так мимолетно. Читая жалобный "Плач по поводу бегства возлюбленной", мы не можем не заметить, что он выглядит как фарс.

Что делать? Не пойму.
Она ушла. К кому?
Неужто дал ей пфенниг
какой-нибудь мошенник?
Я весь в слезах - смотри!
Глаза мои утри!
Ужель ты так развратна,
что не придешь обратно?!*

Мы не видим здесь искренности чувств, а только обиду ребенка, которго оставили без игрушки. К тому же, согласно этому стихотворению, девушка тоже не испытывала к нему никаких чувств, раз уж согласилась променять его на кого-то за деньги, что в свою очередь наталкивает нас на мысль об определенной профессии данной девушки. Утверждает нас в этой мысли стихотворение "Наставление поэту, направляющемуся к потаскухам". Здесь мы и видим отношеник этим "прекрасным дамам" в среде вагантов:

Не вздумай сей "прекрасной даме"
платить любовными стихами.
Твои стишата ей смешны.
Ей только денежки нужны.*

Так что бедным вагантам приходилось изыскивать средства на свою любовь, и поэтому с намного большей охотой они предпочитали тех девушек, которым достаточно было стихов и комплиментов, которые, кстати, были очень неплохими, можно даже сказать изысканными, но зачастую граничащими с пошлостью (в теперешнем понимании этого слова). В стихотворении "Отповедь клеветникам" вагант оправдывается перед своей возлюбленной и осыпает ее комплиментами:

С чем сравнить тебя я вправе?
Ты - алмаз в златой оправе.
Твои плечики и грудь
могут мир перевернуть.*

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в любви ваганты были самыми обыкновеными людьми, может более ветреными, немного проще относились ко всему, но в общем все было также. Самое главное их отличие - это то, что у них ушло рыцарское отношение к даме, и они охотно и громогласно распевали о своих подвигах.


 

   Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz