Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 

Социальный срез


  

  

  

  

  


Rambler's Top100

     В предыдущей главе я говорила о том, что ваганты были бродягами и как бы выпали из всех социальных слоев, но создали ли они при этом свой собственный слой - это вопрос. Прежде всего, необходимо понять, из кого собственно состоят ваганты, кто идет в ваганты (о причинах я говорила ранее). Единственный наш источник это уже знакомое нам стихотворение "Орден вагантов", о названии которого я поговорю позже. Кого же сами ваганты готовы назвать своими? Проще всего будет начать с вопроса о национальности (он идет первым в перечислении характеристик людей, входящих в ваганты, согласно "Ордену вагантов").

Будет ныне учрежден
наш союз вагантов
для людей любых племен,*

Сейчас мы бы сказали, что они интернационалисты, но тогда такого слова не было, а данная позиция была всего лишь отражением тезиса: дом ваганта - весь мир. Пойдем дальше - происхождение:

для людей любых племен,
званий и талантов.*

И опять - полная свобода выбора, им чужды любые рамки и к ним может попасть любой.

Все желанны, все равны,
к нам вступая в братство,
невзирая на чины, титулы, богатство.*

Перед нами картина полной свободы без каких-либо границ и условностей, толерантность и человеколюбие. С одной стороны отсутствие границ "ордена" вагантов это хорошо, это говорит в их пользу, но с другой все намного сложнее. Если нет границ, значит, нет четкости в определении, кто же является вагантом, а кто нет. Неясное требование быть чистым душой и сердцем ни к чему не обязывает и не может считать критерием, согласно которому выделяется социальный слой или группа. Система средневекового общества держится на четком определении границ социальных слоев и групп, в сознании каждого человека эта разделенность четко задана и не подлежит сомнению, иначе разрушится весь мир в прямом и переносном смысле. Ваганты находятся вне этой системы (по моему мнению)1. Это очень сложный вопрос. С одной стороны они не позиционируют себя как определенный социальный слой. С другой стороны, они отчасти им являются: ведь они студенты, клирики, но всячески от этого отгораживаются. В том смысле, что они не ставят в основу своего отделения, своей социальной общности этот критерий (критерий принадлежности к студенчеству). Они придумывают себе новые правила, и в итоге они разрываются от этой двойственности, хотя внешне это не заметно, но видно по поэзии. Они являются студентами и весело зовут себя братством, но при этом, когда речь заходит об общем определении, кто же все-таки они, все сводится к идее, что они враги священнослужителей:

Наша вольная семья -
враг поповской швали.*

Хотя в свою же очередь ими и являются. Все это очень запутанно, и я удивляюсь, как же сами ваганты не мучились с этой двойственностью. Возможно, что они просто действительно не рассматривали себя как орден, а данное стихотворение было всего лишь одной из шуток вагантов2. Но на нее попались многие исследователи, которые строили свои предположения исходя из того, что такой орден действительно существовал, а доказательством этого может служить упоминание об его уставе (ведь это необходимый элемент создания ордена). Но если опять же обратиться к стихотворению "Орден вагантов", то мы увидим, что ваганты использовали не только это слово для обозначения своей "общности". Итак, перечислим эти названия: орден, союз, братство, семья. Как мы видим, все они представляют совершенно разные по своему составу и характеру социальные группы. В итоге остается непонятным, кем же они себя считали, потому что данное стихотворение - единственное, где они поднимают данный вопрос, и поэтому сравнить не с чем. В сущности, я была не так уж и не права, считая их вольным братством, тем более что они сами так себя называли. Но правильнее, мне кажется, все же будет считать их некоей социальной группой, критериями которой была принадлежность к студенчеству, а так же бродяжничество, то есть отсутствие постоянного, четко закрепленного места обучения и жительства. Пусть даже сами ваганты так себя не рассматривали, но так вынуждены сделать мы для удобства исследования, хотя в этом мы несколько пойдем против истинного положения дел.
Я сказала о том, что представляли из себя ваганты как социальная группа, но кроме критериев социальная группа обладает и функциями, особенно характерно это для средневекового общества, где эти функции ложились в основу деления и становились обязанностями или привилегиями людей данной группы. Ответив на вопрос: чем занимаются ваганты, мы тем самым установим, что отличает их от всех остальных и почему мы можем считать их определенным сообществом, и можем ли вообще.
Как я уже говорила, одним из критериев принадлежности к вагантам (по моему мнению) является их принадлежность к студенчеству, что в свою очередь подразумевает обучение в одном из университетов.

Во французской стороне,
на чужой планете,
предстоит учиться мне
в университете.*

Но учеба отнюдь не была самым главным занятием в жизни вагантов, она составляла всего лишь фон их жизни, своеобразную ширму, которой они прикрывались, оправдывая свое бездельничание.

Гуляют, бражничают, жрут,
книг сроду в руки не берут,
для шалопая-школяра
ученье - вроде бы игра.*

Они занимаются, чем угодно, но только не учебой, хотя всем стараются доказать свою образованность, начитанность, они даже в поэзии пользуются образами древнегреческих богов, чтобы поразить всех своей "мудростью". Они несомненно веселы и остроумны, но этого мало, чтобы жить в этом мире, остроумием не много заработаешь.

Не для суетной тщеты,
не для развлеченья -
из-за горькой нищеты
бросил я ученье.*

Они ничего не могут сделать до конца: и учатся так долго и бродят туда сюда, из университета в другой, так как не могут завершить обучение, а не потому что ищут большей мудрости и знаний. Им нравится такое неопределенное, подвешенное состояние, они вечные студенты.

В былые дни такой пострел
всю жизнь над книжками потел,
и обучался он - учти -
до девяноста лет почти.*

Раньше обучались так долго, потому что сам процесс обучения превращался в процесс исследования, не было узкой специализации, и ученые знали "все обо всем". Но теперь (в XII веке) науки начали разделяться, сам процесс обучения ускорился, так как теперь требовалось постигнуть меньший объем знаний для специализации в какой-либо области. Но студенты умнее не стали, а скорее наоборот, стали больше времени тратить не на учебу, а на развлечения :

И, забросив чтение,
тешу плоть свою:
нынче предпочтение
девам отдаю.*

Процесс обучения растянулся на долгие годы, но теперь не из-за объемов информации, а из-за нерадивости студентов.

Ну, а теперь - за десять лет
кончают университет,
и в жизнь выходят потому,
не научившись ничему!*

По нашим меркам 10 лет - это довольно долгий срок обучения , а если прибавить к этому еще и бездельничание студентов, то получается красочный образ "вечных студентов" не по вынуждению, но своей собственной воле. Такое положение дел не могло не возмущать, и поэтому мы слышим гневный голос одного из вагантов, который обрушивается на таких студентов. Хотя это немного странно, ведь он сам принадлежал к этой братии, но или он был более прилежным, или он просто застал то "доброе, старое время" и ему было с чем сравнивать. Но благодаря ему, мы знаем о дальнейшем жизненном пути студентов:

При этом наглости у них
хватает поучать других.
Нет! Прочь гоните от дверей
таких слепых поводырей.*

Они продолжают свою ученую карьеру, то есть идут в преподаватели. Какие же наставники могут получиться из таких студентов? Ваганты это не просто название, это способ существования, это свое мировоззрение, и нельзя так просто от него отказаться, пусть даже во имя земных благ. Поэтому и преподавателями нормальными ваганты стать не смогут, в них всегда будет жить дух бродяжничества и веселья, да и с ученостью, как я уже говорила, у них большие проблемы:

Сам профессор, как школяр,
выбежал из класса,
ощутив священный жар
сладостного часа.*

Чем же должна окончиться такая разгульная жизнь, ведь по признанию самих вагантов у них нет пристанища в этом мире? Где остановится они на своем жизненном пути? Скорее всего, это будет придорожная канава, хотя возможно, если они наконец-то признают главенство "чтения", а не "любви", то им удастся окончить свою жизнь университетскими профессорами. Университет был и останется их домом и прибежищем, именно он дал им такую новую, яркую жизнь.
Но все-таки мне кажется, что конец большинства из них будет таким, как описано в стихотворении "Стареющий вагант". Само название говорит о том, что вагантом человек остается на всю жизнь, независимо от того, окончил он университет или все еще нет.

Был богатым, стал я нищим,
стал весь мир моим жилищем,
горбясь, по миру брожу,
весь от холода дрожу.*

Они бродяги по жизни, и стоит ли говорить о каком-либо покое в конце жизненного пути и на всем его протяжении. Беспокойным был дух вагантов и тянул их к приключениям и авантюрам.
Итак, я попыталась понять, чем же занимались ваганты и что их отличало ото всех остальных. Ничем особенным, кроме обучения, ваганты не занимались, поэтому говорить о какой-либо общественно значимой функции данной социальной группы бессмысленно, хотя это несомненно указывает на отличие вагантов от остальных слоев общества. Но данная специализация была замкнутой: ваганты обучались, из них вырастали новые профессора, которые обучали новых студентов. Эта социальная группа замкнута по своим функциям и особенностям, а не открытая, как стремились показать ваганты.

1. Они вне этой системы по своему духу, внутреннему состоянию и представлению самих себя, то есть коллективный образ их мышления говорит об отделенности от системы, также об этом говорит отсутствие соответствия критериям группы, но это касается осознания ими себя как вагантов. Что же касается осознания ими себя как принадлежащих студенчеству то тут картина практически обратная: да по духу они студенты, но всячески отрицают замкнутость только в этом кругу, а фактически (по статусу) они только ими и являются и никем иным. То есть они хотят находится вне системы и находятся, но в то же время и остаются в ней. Назад
2. Шутить ваганты очень любили, и если несколько отстраниться от исследования и посмотреть с другой стороны, то можно рассматривать все сообщаемые нам сведения вагантов о самих себе как шутку. Все эти роли пьяниц, развратников и неучей были всего лишь масками, всего лишь игрой. А своего истинного лица ваганты нам так и не открыли. Лишь иногда проскальзывает глубокая и философская мысль в их произведениях, дающая возможность представить их совсем другими, чем мы привыкли думать. Назад



 

   Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz