Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 

Отношение к алкоголю


  

  

  

  

  


Rambler's Top100

     "Камнем преткновения" студентов и местом своеобразного паломничества в те времена (да и сейчас) был кабак (таверна).

Хочешь к всенощной пойти,
чтоб спастись от скверны?
Но при этом, по пути,
не минуй таверны. *

Они пили. Пили много. Во всяком случае, так они себе это представляли, так как если знать о том, что студенты отнюдь не были богачами и им с трудом хватало на пропитание, то их постоянные разговоры о грандиозных попойках вызывают некоторую долю сомнения. Когда читаешь их стихи, то создается впечатление, что распитием вина они занимались всю свою сознательную жизнь, а в бессознательном состоянии тоже находились в кабаке или в ближайшей канаве("Кабацкое житье"). У вагантов существует очень много песен, являюшихся гимнами пьянству, вину и Бахусу. Они совершенно не считали это грехом.

Но когда я пьян мертвецки,
веселюсь по-молодецки
и, горланя во хмелю,
бога истово хвалю!*

Потому что эти бурные возлияния, как они считали, помогали им в почитании бога. Это звучит странно, но этому есть объяснение: у греков празднования во славу Вакха (Бахуса) превращались в пьяные оргии, которыми они по сути были с самого начала. Так как Вакх - бог вина, и как иначе его можно почтить, кроме как выпив божественного напитка? Ваганты переняли эти традиции, но также нашли и обоснование своему поведению и в христианстве. Разве могли они, образованные священнослужители, забыть один из самых важных моментов христианства - тезис о том, что вино - это кровь Христова? Все это они удачно соединили и создали свою "идеологию".
Они считали, что веселый и свободный человек угоден Богу, и что когда они пьют, то тем самым приобретают вдохновение, которое необходимо для творчества (ведь это кровь Христова, а следовательно, с ней приходит и божественная сила).

Для меня стихи - вино!
Пью единым духом!
Я бездарен, как чурбан,
если в глотке сухо.
Не могу я сочинять
на пустое брюхо.
Но Овидием себе
я кажусь под мухой.*

Они пили не просто так, а во славу Господа. В этом отрывке мы находим еще один "кусочек" их идеологии: они сравнивают свои попойки с римскими трапезами (образ Овидия). Римляне любили долгие и обильные пиры, которые могли длится несколько часов (если не дней). Это было частью их образа жизни. За столом могли вестись серьезные ученые, философские беседы. Ваганты посчитали себя их наследниками и с гордостью продолжили традицию, перекроив ее на свой лад.
Очень интересен вопрос, как они решали проблему спасения души, ведь чревоугодие один из смертных грехов. Но судя по всему они считали, что объяснения того, что вино дает им вдохновение, достаточно.

                "Чем вам нравятся пивные?"
                Что ж! О пользе кабаков
                расскажу без дураков. *


"Душу нам греет вино, ее открывая веселью..."
Вакх освоил науки премногие -
от грамматики до астрологии,
от черчения до элоквенции,
вплоть до тонкостей юриспруденции.*

Согласно их взглядам, с помощью вина можно сотворить все на свете, и чему же как не ему быть помощником бедным вагантам в их неравной борьбе с профессорами и наукой? In vino veritas: и как может быть иначе? Таков был нрав веселых и вольных вагантов.


 

   Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz