Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 

Отношение к внешнему миру


  

  

  

  

  


Rambler's Top100

     До этого я говорила о качествах вагантов, о том, какими они себя видят или хотят видеть, о том, что для них важно и каковы их идеалы и устремления. Это все только малая часть их жизни, их мировоззрения. Но именно она поможет нам понять их место в средневековом обществе. Ведь узнав, каковы они и как они себя представляют, мы можем узнать об отношениях вагантов с окружающим миром, с системой средневекового общества. Мы поймем, враждебен ли им этот внешний мир, в войне с ним они живут или в мире. Ведь их бродячая жизнь - это тоже своеобразно проявление отношения к внешнему миру. Они оторваны от системы общества, но вместе с тем принадлежат всему миру и весь мир принадлежит им. Они хотят так думать, хотят ощущать свою безграничную свободу, но столкновение с реальностью раз за разом доказывает им, что если они идут со всей открытой душой к мру, то совсем не обязательно, что и мир, люди будут так же открыты и дружелюбны. Они будут не понимать и не принимать их, ведь ваганты слишком отличаются в своем бунтарстве от них; они могут посмеяться вместе с ними, а то и над ними, но никогда не поймут их. Ваганты платят им за это той же монетой. Взбесившимся назовут они этот мир, и во всех красках распишут его в одноименном стихотворении.

Блуд и пьянство
в христианство
золотой привнес телец.
Мир разврата
без возврата
в Тартар рухнет наконец.*

Они подробно и со всей душой перечисляют грехи, в которых обвиняют этот мир, не замечая при этом, что большинство из них списали с себя, и тем самым обвиняют и себя тоже. Они говорят обо всем мире, но не выделяют себя. Что это? Причисляют ли они себя к этим грешникам? Или же они праведники? Единственные во всем этом хаосе, понимающие и осознающие греховности этих действий и помыслов. Дальше они подтверждают это говоря:

Надо всеми
в наше время
меч возмездья занесен.*

Они тоже входят в число грешников, но они это поняли и идут к исправлению "своим" путем. А вот весь остальной, так обидевший их мир может катиться ко всем чертям, а еще точнее как указывают ваганты в Тартар. В этом стихотворении проявляется странное смешение в их сознании образов и символов различных религий (как я уже неоднократно говорила выше). Грехи присущи миру христианскому, но вот наказание за это последует в языческом Тартаре. Может быть, они употребляли это название, просто чтобы приукрасить свою речь, но с другой стороны: неужели не был бы понятнее образ христианского ада? Ведь дальше они отсылают грешников все-таки в геенну. Ясно только одно, что этот внешний мир настолько им был ненавистен, что они были весьма изощренными в придумывании ему кары. Они были свято уверенны в том, что над этим миром Дамокловым мечом уже висит приговор:

Мир греховный!
Суд верховный
грозный вынес приговор.*

Судный день, последний день, он всегда присутствует в сознании средневекового религиозного человека. Он неотвратим, как и сама смерть. В этом отношении ваганты не привнесли ничего нового, на мой взгляд. Возможно, они выглядели несколько боле оптимистично, так как считали, что:

О, пробудим
совесть спящую свою!
Коль пробудим,
так пребудем
не в геенне, а в раю!*

То есть они считали возможным спасение путем обращения к своей совести и покаяния. Но они всего лишь были выразителями того своеобразного принципа обмена (можно сказать даже баланса), присутствовавшего в сознании почти всех людей средневековья, который заключался в том, что прощение и рай даровались в обмен на покаяние.
Итак, из данного стихотворения мы можем сделать вывод, что, по мнению вагантов, мир порочен и уже приговорен. Этот мир ненавистен вагантам, и в отличие от него они знают и не забывают, как можно спасти свою душу.
В стихотворении Взбесившийся мир речь шла о том, что сами ваганты обвиняли мир в греховности и предлагали ему путь к спасению. Но этого явно недостаточно для того, что бы не только полностью представить себе отношение вагантов к окружающему их миру, но и осознать всю тяжесть и обоснованность этого обвинения. Поэтому создается еще одно стихотворение, говорящее о том же, но с несколько другой точки зрения - со стороны прямого обвинения. Да-да, со стороны Господа Бога. Ваганты замахнулись на право утверждать, что же именно он говорит и каково его недовольство этим миром. Хотя если вдуматься, то и здесь ваганты не были первыми, а первой была Католическая Церковь, в лоно которой они и входят, они всего лишь продолжили путь, начатый ею, и несколько расширили набор используемых обвинений и стандартных фраз, предлагаемых согласно канону и Библии. При чем, надо заметить, расширили не без изящества, а с известной долей сарказма и остроумия:

Ах, из-за вас, из-за вас, проповедники,
вздулись у многих бедняжек передники!
Ради притворства сутаны надев,
скольких же вы перепортили дев!*

Речь идет о стихотворении "Апокалипсис Голиарда". Здесь опять описываются грехи мира, но на этот раз главными персонажами примеров греховности выступают священнослужители. Именно их обвиняют в том, что мир погряз в грехе и разврате, ведь:

все христианство погрязло в грехах
из-за того, что творится в верхах.*

В это время происходит усиление роли церкви: Клюнийская реформа, которая сделала Церковь более организованной, усиление роли папства, введение единых уставов, установление обязательности 3 обетов (бедности, безбрачия, послушания) и для белого духовенства. Происходит борьба и внутри самой церкви (белое духовенство), и ее противоборство с внешними субъектами (с германскими императорами). Усиление Церкви не могло не напугать, ее все возрастающая осведомленность и контроль начинали давить. Ваганты обвиняют священнослужителей во всем подряд, именно их они видят не только своими главными врагами, но и врагами и губителями всего мира. Но речь о них как о врагах вагантов пойдет дальше, а сейчас мы говорим об отношении вагантов к миру, и проще всего его выразить одной единственной фразой: мир греховен.

О, наглецы, на людей непохожие!
Мир обезумел от скверны безбожия и,
надругаясь над святостью месс,
в душах безбожных беснуется бес!*

В их представлении о мире все настолько мрачно, что непонятно как они вообще могли жить и веселиться. Такое ощущение, что их со всех сторон окружают враги, их существование это постоянное война, а цель их жизни раскрыть глаза людям на это. И они стараются:

Ложь и злоба миром правят.
Совесть душат, правду травят,
мертв закон, убита честь,
непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери
доброте, любви и вере.*

Они привлекают весь свой поэтический дар, всю силу убеждения, но мир остается прежним, более того, его отношение к голиардам становится еще хуже.

Люди волки, люди звери...
Я, возросший на Гомере,
я, былой избранник муз,
волочу проклятья груз. *

Ваганты занимаются интеллектуальным трудом, они творят и общаются с Богом посредством своего творчества, они образованны, им подвластна мудрость былых веков. Этим всем они очень сильно отличаются от остальных людей (о новизне интеллектуальной среды и интеллектуального труда я говорила выше, а подробнее см. Уварова П. Ю. ) Люди не понимают или не хотят понять того, что им говорят ваганты, и гонят их, проклинают. И те, кто считали себя спасителями и благодетелями этого мира , вынуждены с позором и подгоняемые презрением уходить. Ваганты начинают изображать себя как отвергнутых героев и грозятся страшными карами этому миру и этим людям за то, что с ними так обошлись ("Апокалипсис Голиарда"). Когда читаешь эти обвинения то, понимаешь, что ваганты свято верили во все это и действительно считали одних себя могущими спасти этот мир, то есть безгрешными. Но если получше вчитаться, то через все эти страшные кары проступает истинная причина - огромная обида вагантов на этот мир за непонимание, попытка выделиться и занять определенное место в этом обществе - они священнослужители, но не обладают пороками присущими большинству из них, они воины - спасители, но не гонятся за деньгами, а все ради спасения человеческих душ. Они не имеют своего места и страстно желают его найти, и поэтому у них такие большие проблемы с внешним миром, так как у них нет никаких правил поведения, которые присущи определенному социальному слою, и в свою очередь определяют отношение к нему других членов общества. Но мир обращает на них очень мало внимания, и тогда они начинают вести себя совсем как маленькие дети: обидевшись, они прячутся так чтобы их никто не нашел или "уходят навсегда из дому".

До чего ж мне, братцы, худо!
Скоро я уйду отсюда
и покину здешний мир,
что столь злобен, глуп и сир. *

Чтобы посмотреть, что будет, когда обнаружат их отсутствие и как все расстроятся. Может сравнение и не слишком удачное, но именно оно пришло мне на ум, когда я прочитала эти строки. Ваганты обвиняют весь мир целиком, не хотят видеть полутонов и красок, а обращают внимание на один лишь черный цвет. Все это очень похоже на "симптомы" глухой обиды и нежелания понять. Не только люди не могут их понять, они сами делают все возможное, чтобы этого не случилось, чтобы возвышаться над толпой, но тем самым они только от нее отдаляются. Это замкнутый круг.
Можно сказать, что они замахнулись на совсем не доступную величину: они хотят стать выше всех и быть свободнее всех, то есть только их путь правилен, единствен, истинен. Именно на истину они покусились. В своем стихотворении "Восхваление Истины" они прямо говорят, что только одна истина может спасти этот мир, только она сильнее всех. И они начинают свою борьбу под ее знаменем. Они указывают свой путь спасения и называют его истинным.

Вера здесь у нас - своя,
здесь - свои скрижали! *

Можно сказать, что они были предвозвестниками ересей. Ведь их идеи о том, что их молитвы лучше молитв монахов, что бедность лучше богатства, и что церковь греховна, очень похожи на те, что позже были у катаров, альбигойцев, а также у нищенствующих монахов. Ваганты очень близко подошли к грани, которая отделяет свободомыслие от еретичества. Ваганты пытались показать, что они нечто большее и лучшее, чем есть на самом деле, но это присуще всем людям, поэтому мы не будем слишком строго их судить.


 

   Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz