Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 

Друзья


  

  

  

  

  


Rambler's Top100

     Легче всего разобраться с теми людьми, которые были или считались друзьями вагантов. Как громко заявляли сами ваганты: они рады всем и их дом это весь мир. Из чего можно сделать вывод, что всех людей они априори считали своими друзьями, единственным условием была чистая душа. Но это общее заявление, если же попытаться найти что-нибудь более конкретное, то мы получаем два списка людей. Один из них связан с понятием милосердия (это те люди, к кому ваганты призывали проявить милосердие и были готовы на это), что по сути своей означает признание этих людей своими друзьями, а второй связан с участием в пьянке. Как мы понимаем, никакой речи о взаимных интересах или взаиморазвитии не идет, по сути дела это перечисление случайных людей. Начнем с первого списка:

Милосердье - наш закон
для слепых и зрячих,
для сиятельных персон
и шутов бродячих,
для калек и для сирот,
тех, что в день дождливый
палкой гонит от ворот
поп христолюбивый;*

Это лишь малая часть списка, но даже по ней заметно, что никакой системы в определении своих "друзей" и отношениях с ними у вагантов не было. Одновременно перечисляются человеческие физиологические особенности ("слепые"), социальные статусы ("сиятельные персоны"), профессии ("профессора"), возрастные особенности ("дети" и "старцы"), религиозная принадлежность ("молящиеся глупцы"), и даже национальная принадлежность ("славяне"). Они не видят различия между этими понятиями и валят все в одну кучу, поэтому практически не возможно говорить о дружеских отношениях с какими-либо определенными социальными группами, скорее это дружеские отношения с определенными людьми и не более. Они не ставят себя в зависимость от определенных групп людей, а готовы помогать всем, кто в этом нуждается, несмотря ни на что.
Если в первом списке речь шла все-таки о некоей зависимости определенных людей от вагантов, то во втором случае речь идет о равных участниках отношений. Речь идет о собутыльниках, о людях с которыми ваганты устраивают пирушки и делят стол. Здесь они тоже представлены списком, и нельзя сказать, что кого-то из них ваганты выделяют, наоборот, чуть ли не весь мир является их товарищем по гулянкам. Как я уже говорила, они считали вино способом общения с богом, проводником творчества, и стремились привлечь как можно большее количество людей к такому "способу спасения".

Пьет народ мужской и женский,
городской и деревенский,
пьют глупцы и мудрецы,
пьют транжиры и скупцы,
пьют скопцы и пьют гуляки,
миротворцы и вояки,
бедняки и богачи,
пациенты и врачи.
Пьют бродяги, пьют вельможи,
люди всех оттенков кожи,
слуги пьют и господа,
села пьют и города.*

Как мы видим, картина повторяется: все люди, любых сословий, оттенков кожи и других отличительных признаков, их друзья, они с ними выпивают, доверяют им. Все вышеперечисленное говорит нам о мировоззрении вагантов, о широте их взглядов и души, но совсем не проясняет ситуации с друзьями, союзниками вагантов как социальной группы. Мы видим их позицию по отношению ко всему миру, их стремления, но совсем не видим за этим отношение этого мира к ним. А считали ли все эти люди вагантов своими друзьями? Возможно, они были просто поэтическими образами, использованными вагантами, но в действительности никогда не получали от них помощи, а общие празднества были одномоментны и не имели дальнейшего продолжения. Ведь в произведениях вагантов прямо о какой-либо дружбе и взаимовыручке не говорится, все сводится к каким-то абстрактным положениям: "Милосердье - наш закон"; об общении с "друзьями" известно только то, что они "пьют". Из всего этого можно сделать вывод, что друзей у вагантов не было, что в свою очередь является показателем их "невписанности" в структуру средневекового общества.



 

   Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz